Другие виды стихотворных рифм
Душа лежит к поэзии, но эти банальные рифмы уже до смерти надоели? Здесь вы узнаете все, что нужно, чтобы слово угадывало ритм, а нестройные окончания наконец зазвучали в унисон.
Думаю, что такое рифма особо подробно рассуждать нет смысла. Для поэта это священное понятие, ведь рифма сопровождает почти любое стихотворение – за исключением разве что верлибров и белых стихов. В рифме заключается сила стихотворения: созвучные слова выносятся в конец строки, и именно на них читатель сосредоточит свое основное внимание. Именно этим словам суждено затронуть самое сокровенное, самое чувственное в его душе. Вероятно потому и классификаций у рифм так много.
Виды рифм
- Банальная рифма
У нас есть две новости: одна плохая – в кругу литераторов существует такое понятие как «банальная рифма». И применяется она, увы, крайне часто. Хорошая новость состоит в том, что теперь вы знаете, как делать НЕ стоит. Что из себя представляет банальная рифма догадаться несложно: «Любовь-вновь-кровь», «слезы-грезы-розы» и др.. Конечно и при участии этих рифм можно сложить неплохое стихотворение – главное не переусердствовать в их использовании. А еще важно читать побольше стихов, чтобы интуитивно понимать – какая рифма примелькалась, а какая – свежачок.
- Оригинальная рифма
Это чудо рождается, когда стихоплет мечтает переплюнуть и других поэтов и себя самого. Автор старается использовать нестандартные сочетания слов или их частей и иногда получается более, чем достойно. Но некоторые примеры попахивают неуместной экстравагантностью.
К хорошим примерам можно отнести хотя бы стихотворение Бродского «Ниоткуда с любовью» - «мартобря-говоря».
- Макароническая рифма
В этом случае творец зарифмовывает словам из русского языка с зарубежными. И тут снова на помощь в качестве примера приходит Бродский с его неувядающим «Не выходи из комнаты»: «...комната-...эр когито».
- Абсолютная рифма
Такой вид рифмы представляет собой сочетание почти идентичных слов. Одинаково все, кроме ударного звука. Например «грёб-гроб», «грёзы-грозы».
- Графическая рифма
Не всем понятно, для чего она нужна, ведь здесь гармонируют между собой не звуки, как мы привыкли, а буквы. То есть при произношении слов рифма будет звучать не идеально. «Нарочно-прочно» - выглядит красиво, а попробуйте произнести с учетом правильного произношения?
- Открытый вид
Такая получается, когда в конце слова звучит согласный звук. В закрытой рифме, соответственно, это место отведено наоборот согласному.
- Внутренняя рифма
Может применяться посреди строки, особенно, если она достаточно длинна. Пожалуй, в основном популярно в рэпе. Ну, или у Лермонтова в его знаменитых «Тучах».
- Начальная
Это довольно оригинальный прием, ведь в этом случае поэт рифмует уже начальные слова в строке между собой, вместо последних.
Например:
«За оконцем тьма и лед,
Ведь за солнцем ночь идет»
- Бедные рифмы
Здесь одинаково звучат лишь ударные гласные, больше вообще сходства нет.
«Мой большой пузатый кот
Вновь пошел на огород»
Согласитесь, проходной вариант?
- Богатые рифмы
Это сочетание слов в стихотворении, при котором согласный, находящийся перед ударным слогом совпадает с ним. Например: «лепесток-цветок» или «мотыльки-бутыльки».
Множество видов
Почти все эти рифмы классифицируются по степени новизны, за исключением разве что бедных и богатых. Эти виды отличаются по фонетическому признаку.
Кроме приведенных нами примеров существует еще великое множество различных видов рифм, которых в одном тексте просто не перечесть.
Допустим, в мужской рифме ударение ставится на последний слог. В женской же наоборот – на предпоследний. Еще на один слог подальше отводит нас дактилическая рифма. При гипердактилической рифме подбираем слова с ударением на четвертом слоге с конца.
Пожалуй, каждому пусть и начинающему поэту известно, что по фонетическому звучанию рифмы также могут быть точные или неточные. В первом случае звуки совпадают совершенно, во втором – только частично. И это все только азы. Читайте больше стихов, анализируйте и тогда у вас точно все получится! А мы будем надеяться, что и наш материал поможет вам превратить муки творчества в истинное наслаждение от любимого дела.