Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифмы
Рифмой называют повтор сходных комбинаций звуков, которые связывают и переплетают таким образом между собой как минимум две строки. Также рифма может сплетать между собой симметрично стоящие места строчек, располагаясь, к примеру, посередине. По русским канонам считается показателем рифмы наличие в словах в окончании строчки одних и тех же гласных, стоящих под ударением. Повторный звук в конце строчки – клаузуле – выделяет паузу между строчками и задает ритм всего произведения. Рифма подразделяется на виды в зависимости от места ударения в созвучных словах. Она бывает:
- женская;
- дактилическая;
- мужская;
- гипердактилическая;
- точная;
- неточная.
Мужская
Мужская – это рифма, при которой в созвучных словах в конце строки ударение приходится на последний слог. Например:
На чужих небесах
Неродная звезда,
Я живу только в снах,
Я упал из гнезда.
Мужской клаузулой может завершаться стопа ямба, анапеста, а также усеченная стопа хорея, амфибрахия и дактиля. Кроме того, это могут быть разные виды акцентных стихотворных произведений, тактовый и долевых, которые завершаются иктом. Таким способом написаны, например, «Черная, потом пропахшая выть» Есенина и «С последнею нежностью, потому» Цветаевой.
Женская
В этом случая ударение падает на предпоследний слог в строчке:
Замело на несчастной планете,
То ль пурга, то ль тоска виновата,
Но смеются одни только дети,
В бой идут уж не только солдаты.
Строка должна оканчиваться одним слогом без ударения. Стихотворный размер может быть практически любым, усеченным или нет. Из классики можно вспомнить Лермонтова «Утес».
Дактилическая
Ударение при данном типе рифмовки должно падать на слог, третий с конца. Это идентично схеме дактиля – стихотворного размера, при котором ударный звук чередуется с двумя безударными.
В поле, в лесу – всё-то прелесть незримая,
Всё невесомая, звонкая, чудная.
Как же мне слиться с тобою, о милая
Матерь-природа, живая и юная?
С помощью этой клаузулы написана известная блоковская «Незнакомка» и «Пророк» Пушкина. Стихи эти звучат по-разному за счет использования разных размеров.
Гипердактилическая
При такой разновидности клаузулы ударение ставится на четвертый и следующие после него от конца строчки слоги. Это нечастый способ. Родился он благодаря устному фольклорному творчеству, в котором не всегда есть строгий размер. Например, он может выглядеть так:
А русалка из пруда водой поплескивает,
Добра молодца манит, косу причесывает.
Подобную рифму можно встретить в классике, например, в произведении Брюсова «Друзья».
Точная и неточная
Рифма может быть точной или неточной – тут играет роль совпадение и несовпадение звуков в переплетающихся клаузулах. Вот пример точной:
Блеснет на небе утром мимолетным
От ливня, слез и рос промокшая заря,
И человечество ребенком беззаботным
Продолжит жить, дышать, всё руша и творя.
Неточная рифма выглядит следующим образом:
Молод день, певуч и светел,
Слышен колокол вдали,
Над костром разносят пепел
Полевые глухари.
Неточные рифмы являются отклонением от классических канонов, но часто применяются сознательно, для придания произведению оригинального звучания. Состав заударных гласных в них разнится.
Заключение
Стихотворения могут чередовать в себе разные виды рифм или сочетать один. Часто встречаются произведения с попеременной мужской и женской клаузулой, например:
По острым камням выжженных долин истерши ноги,
Из виду упустил единственный маяк.
Я долго брел во тьме, не находя дороги,
Несозданных миров искатель и чудак.
Это чередование может быть как упорядоченным, так и случайным. По статистике, среди стихотворных произведений русских классиков чаще всего встречается женская рифма – она занимает больше половины от всех других видов. На втором месте мужская, а на последнем – дактилическая и гипердактилическая. А вот в других языках это соотношение иное. Например, в английском подавляющее количество рифм – мужские (около восьмидесяти процентов от всех). Можно предположить, что частота использования той или иной рифмы зависит от свойств языка – в русском больше длинных и певучих слов, в языках же с латинскими корнями слова короче и ударение в них чаще падает на последний слог.