Однородная, разнородная, составная рифмы

Под рифмой подразумевают «созвучие концов стихов или полустиший»; функция её состоит в связывании стихотворных строчек – стихов – между собой и в обозначении их границ.

Современные стиховеды выделяют различные виды рифмы, причём классификации существуют достаточно разнородные:

  • в зависимости от места ударения (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая);
  • от фонетического сочетания (точная, неточная);
  • от уровня фонетического благозвучия (богатые, бедные);
  • от лексических особенностей (тавтологическая, омонимическая, каламбурная, паронимическая);
  • от принадлежности к частям речи (однородные, разнородные, составные);
  • от уровня использования (банальные, оригинальные) и т. д.

Остановимся подробней на однородной, разнородной и составной рифме.

Однородная рифма

Древнейший тип рифмы. Характеризуется тем, что клаузулы – последние слова в стихе (строчке) – являются одной и той же частью речи:

а) местоимение – местоимение:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Ф.И. Тютчев «SILENTIUM!»

б) существительное – существительное:

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С.А. Есенин «Берёза»

в) глагол – глагол:

А снег идёт, а снег идёт,

И всё вокруг чего-то ждёт…

Е.А. Евтушенко «А снег идёт, а снег идёт»

Кроме того, клаузулы могут иметь как одинаковую, так и различную падежную форму (в случае с именными частями речи):

Серые глаза – рассвет,

Пароходная сирена,

Дождь, разлука, серый след

За винтом бегущей пены.

Р.Киплинг «Серые глаза – рассвет» (перевод К.Симонова)

Такая рифма несколько «обедняет» стихотворение ввиду своей тривиальности и предсказуемости. Несмотря на это, в лирике отечественных поэтов такое явление встречается довольно часто, но это всего лишь способ «разбавить» или «разгрузить» текст от сложных фонетических и лексических форм.

Разнородная рифма

Является полной противоположностью однородной и, соответственно, отличается значительным разнообразием и оригинальностью. Клаузулы в такой рифме относятся к разным частям речи:

а) существительное – глагол:

За дверью бессмысленно всё, особенно – возглас счастья.

Только в уборную – и сразу же возвращайся.

И.А. Бродский «Не выходи из комнаты...»

б) существительное – местоимение:

Я видел взгляд, исполненный огня

(Уж он давно закрылся для меня)...

М.Ю. Лермонтов «Светись,светись, далёкая звезда»

в) прилагательное – существительное:

И мы проходили сквозь город чужой,

Сквозь дымную песнь и полуночный зной...

А.А. Ахматова «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума...»

г) прилагательное – глагольная форма (в данном случае – деепричастие):

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…

М.Ю. Лермонтов «Листок»

д) местоимение – глагол:

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!»

А.С. Пушкин «Узник»

Такие рифмы обладают сильнейшим смысловым воздействием, которое формируется в тексте имплицитно.

Составная рифма

В составных рифмах «ударным» словом является либо служебная часть речи, либо местоимение.

а) существительное – частица:

Шестой разворот, седьмой разворот,

Он ищет… ищет… и вот, и вот…

Э.Асадов «Баллада о ненависти и любви»

б) существительное – междометие:

Жизнь капризна. Мы все в её власти.

Я шагаю нелегкой дорогой,

Ямы, рытвины – только держись!

Но никто не придумал, ей-богу...

Р.Г. Гамзатов «Жизнь капризна. Мы все в её власти»

в) звукоподражание – существительное:

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин.

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

А.С. Пушкин «Бесы»

г) прилагательное – местоимение:

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним…

И.С. Никитин «Поле»

д) местоимение + частица – существительное:

Кипит, шумит. Она – всё та же,

Её не изменился дух!

Гранитам, дремлющим на страже,

Она ревёт проклятья вслух.

В.Я. Брюсов «Иматра»

Несмотря на существующее многообразие рифм, поэты пользуются полюбившимися, близкими их мироощущению рифмами. В одном тексте можно умело сочетать все приведённые типы: если рифма на первый взгляд «проста», это не значит, что она будет хуже трафаретной, хрестоматийной разнородной или неумело подобранной и неблагозвучной составной.