Однородная, разнородная, составная рифмы
Под рифмой подразумевают «созвучие концов стихов или полустиший»; функция её состоит в связывании стихотворных строчек – стихов – между собой и в обозначении их границ.
Современные стиховеды выделяют различные виды рифмы, причём классификации существуют достаточно разнородные:
- в зависимости от места ударения (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая);
- от фонетического сочетания (точная, неточная);
- от уровня фонетического благозвучия (богатые, бедные);
- от лексических особенностей (тавтологическая, омонимическая, каламбурная, паронимическая);
- от принадлежности к частям речи (однородные, разнородные, составные);
- от уровня использования (банальные, оригинальные) и т. д.
Остановимся подробней на однородной, разнородной и составной рифме.
Однородная рифма
Древнейший тип рифмы. Характеризуется тем, что клаузулы – последние слова в стихе (строчке) – являются одной и той же частью речи:
а) местоимение – местоимение:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Ф.И. Тютчев «SILENTIUM!»
б) существительное – существительное:
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
С.А. Есенин «Берёза»
в) глагол – глагол:
А снег идёт, а снег идёт,
И всё вокруг чего-то ждёт…
Е.А. Евтушенко «А снег идёт, а снег идёт»
Кроме того, клаузулы могут иметь как одинаковую, так и различную падежную форму (в случае с именными частями речи):
Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За винтом бегущей пены.
Р.Киплинг «Серые глаза – рассвет» (перевод К.Симонова)
Такая рифма несколько «обедняет» стихотворение ввиду своей тривиальности и предсказуемости. Несмотря на это, в лирике отечественных поэтов такое явление встречается довольно часто, но это всего лишь способ «разбавить» или «разгрузить» текст от сложных фонетических и лексических форм.
Разнородная рифма
Является полной противоположностью однородной и, соответственно, отличается значительным разнообразием и оригинальностью. Клаузулы в такой рифме относятся к разным частям речи:
а) существительное – глагол:
За дверью бессмысленно всё, особенно – возглас счастья.
Только в уборную – и сразу же возвращайся.
И.А. Бродский «Не выходи из комнаты...»
б) существительное – местоимение:
Я видел взгляд, исполненный огня
(Уж он давно закрылся для меня)...
М.Ю. Лермонтов «Светись,светись, далёкая звезда»
в) прилагательное – существительное:
И мы проходили сквозь город чужой,
Сквозь дымную песнь и полуночный зной...
А.А. Ахматова «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума...»
г) прилагательное – глагольная форма (в данном случае – деепричастие):
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…
М.Ю. Лермонтов «Листок»
д) местоимение – глагол:
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!»
А.С. Пушкин «Узник»
Такие рифмы обладают сильнейшим смысловым воздействием, которое формируется в тексте имплицитно.
Составная рифма
В составных рифмах «ударным» словом является либо служебная часть речи, либо местоимение.
а) существительное – частица:
Шестой разворот, седьмой разворот,
Он ищет… ищет… и вот, и вот…
Э.Асадов «Баллада о ненависти и любви»
б) существительное – междометие:
Жизнь капризна. Мы все в её власти.
Я шагаю нелегкой дорогой,
Ямы, рытвины – только держись!
Но никто не придумал, ей-богу...
Р.Г. Гамзатов «Жизнь капризна. Мы все в её власти»
в) звукоподражание – существительное:
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
А.С. Пушкин «Бесы»
г) прилагательное – местоимение:
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним…
И.С. Никитин «Поле»
д) местоимение + частица – существительное:
Кипит, шумит. Она – всё та же,
Её не изменился дух!
Гранитам, дремлющим на страже,
Она ревёт проклятья вслух.
В.Я. Брюсов «Иматра»
Несмотря на существующее многообразие рифм, поэты пользуются полюбившимися, близкими их мироощущению рифмами. В одном тексте можно умело сочетать все приведённые типы: если рифма на первый взгляд «проста», это не значит, что она будет хуже трафаретной, хрестоматийной разнородной или неумело подобранной и неблагозвучной составной.