Тавтологическая, омонимическая, каламбурная, паронимическая рифмы

Любому начинающему поэту полезно было бы освоить хотя бы азы такой науки, как стихосложение. Самым первым пунктом для изучения можно выбрать рифму. Да-да, рифмы бывают разные, каждую их разновидность нужно использовать только в определённых условиях.

Что такое рифма?

Прежде чем перейти к рассмотрению типов рифм, разделяющихся по лексическим признакам, попытаемся разобраться, что же такое «рифма» в целом.

«Рифма» в переводе с греческого означает «соразмерность, складность». Первоначально этот термин обозначал созвучное окончание двух и более стихов или полустиший. Также рифмой обозначали границы этих структур и их связь между друг другом.

Если рассматривать рифму, как ритмический термин, то она будет обозначать финальный аккорд строки, иначе - ударение. Классическое русское стихосложение отдаёт предпочтение созвучию ударных гласных.

Тавтологическая рифма

Тавтологическая рифма - это повторение в конце стихотворных строк (в заданном порядке) повторяющихся слов (или одного слова). Этот приём призван заменить собой рифмы и определить строфику стиха.

Тавтологическая рифма полюбилась испанским поэтам. Именно в староиспанской литературе тавтологический стих был основой в стихосложении. В качестве примера можно привести сонет Фернандо де Эррера:

«Горю, от пламени не тает лёд,
И льдом я погасить не в силах пламень.
Льду мёртвому живой враждебен пламень,
Весь пламень я живой, и мёртвый лёд».

Переводчик сохранил тавтологическую основу строфики и позволил читателям максимально приблизиться к оригиналу.

Ощупай радостно свои мужские мышцы,
Возьми ружьё, пращу, удилище и стэк, —
Ведь больше не на что, как на сухие мышцы,
Надеяться тебе, румяный человек».

Тавтология считается довольно банальным и дешёвым приёмом, потому как её тяжело вплести в стихотворение и при этом сохранить его красоту и сложность. Но некоторые особенно талантливые поэты с успехом применяли данный тип рифмы и с его помощью создавали шедевры.

Омонимическая рифма

Омонимическую рифму часто путают с каламбуром, поскольку она предполагает совпадение в звучании и в написании рифмующихся окончаний. Рифмующиеся слова при этом имеют различное значение.

«Когда в цветы впивалось жало
Одной из медотворных пчёл,
Серпом горящим солнце жало
Созревшие колосья зол».

«Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть чёрных кос,
Я рядом плыл, сошлись кормила,
Закатный луч был странно кос.»

Часто омонимическую рифмовку используют в сочетании с составным стихом и каламбуром. В умелых руках эта техника может принести очень интересные результаты.

Каламбурная рифма

Когда речь заходит об омонимической рифме, то нельзя упустить из виду каламбурную рифму. Для некоторых людей эти две техники сливаются в одну, поэтому их часто путают или вовсе называют одним термином.

Каламбурная рифма - это такая рифма, которая при помощи точного звукового совпадения раскрывает возможность иной смысловой трактовки концов рифмующихся стихов.

По сути, каламбуры берут лучшее от составной и омонимической рифмы и воплощают это в третьей, более совершенной технике рифмовки.

«Он скажет слово «за»
И кается...
Он постоянно
За-икается!»

«Люблю речные отмели и косы,
Люблю, когда звенят лугами косы…
Но мне милей моей любимой косы!..
Ты не смотри на эту слабость косо».

Омонимические и каламбурные рифмы (особенно каламбурные) требуют не только продуманной письменной формы воплощения, но и устной. Ведь если чтец неверно расставляет ударения или акценты при чтении поэтического произведения, то теряется весь смысл стихотворения. Поэтому каламбурное произведение одно из немногих требует правильного устного прочтения.

Паронимическая рифма

Прежде чем рассматривать паронимическую рифму, стоило бы разобраться с тем, что такое «паронимы», ведь они являются базой для этой стихотворной техники рифмования.

Паронимы - это такие слова, которые схожи по звучанию (и морфемной наполняемости), но различающиеся по лексическому значению. Часто подобные слова путают и употребляют неправильно. Например, экскаватор и эскалатор, адресант и адресат и т. д.

Таким образом, паронимическая рифма - это рифма, основанная на сочетании слов-паронимов

«Тёмной славы головня,
Не пустой и не постылый,
Но усталый и остылый,
Я сижу. Согрей меня».

«Под ноги не смотря полез в карман
И в результате угодил ногой в капкан.
Со злости сигарету я скомкал.
Теперь уж не станцую я канкан».

Паронимические рифмы также часто смешивают с каламбурными, ссылаясь на намеренную абсурдность смысловой нагрузки стихотворения. Но как ни странно, этот тип рифмовки редко используют, предпочитая ему более интересный составной или каламбурный стих.

Заключение

Талант к поэтическому творчеству - это прекрасно. Но на одном только таланте далеко не уедешь. Понимание основ стихосложения, работа с ритмикой, рифмами, размерами и фигурами также важная составляющая творческого процесса. Поэтому важно изучать техническую составляющую поэтического процесса и совершенствовать свои навыки. Ведь, в конце концов, звучание стиха (в том числе и специально созданное особыми размерами и рифмами) оказывает различное влияние на публику. А что может быть важнее для поэта, чем его публика.